banner1
banner2

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Белгородские школьники поедут на смену в сочинский образовательный центр «Сириус»

http://www.belnovosti.ru/obrazovanie/2017/03/17/id66244#hcq=a02Wxfq

Будущие инженеры, программисты и медики собрались на базе технопарка «Кванториум», чтобы поделиться результатами своих исследований и побороться за поездку в Сочи. Разработка долговечной фасадной краски с применением наноматериалов, создание принципиально новой поисковой системы, изучение влияния противогололёдных средств на экологическое состояние почв – темы исследовательских работ столь серьёзны, что поначалу трудно поверить, что их авторы – ученики 8-10 классов.

Лев Харченко со своей командой представил жюри автоматизированный тепличный комплекс для выращивания субкультур. Комплекс оснащён датчиками, контролирующими влажность и температуру воздуха и почвы и температуру воды. Показатели выводятся на дисплей и на сайт. 


«В данный момент значения с датчиков влияют только на две системы: на системы автопроветривания и автополива. Система автопроветривания состоит из того, что когда температура и влажность отклоняются от нормы, а нормой являются 30 градусов тепла и 70% влажности, то с помощью сервопривода открывается форточка и включаются вентиляторы для равномерного распределения температуры внутри теплицы. Мы с командой были на белгородских теплицах, в данный момент уровень автоматизации там не полный», – рассказывает Лев. Девятиклассница 2-й гимназии Мария Гольцова выбрала для своего исследования актуальную тему: реабилитацию после инфаркта миокарда. Это заболевание является одной из самых распространённых причин смертности в России. В семье самой Марии есть предрасположенность к инфарктам, именно поэтому девушка взялась за такой проект, а в будущем решила стать врачом-кардиологом.


«Результатом своего проекта я вижу ознакомление людей с этим заболеванием и возможными путями реабилитации. А изюминка моего исследования – создание реабилитационного центра на базе санатория «Красная поляна», там можно будет проводить реабилитацию как для нашего населения, так и привлекать людей из других субъектов России», – говорит Мария. Эти ребята, всего – 87 человек – участники муниципального этапа отбора на поездку в образовательный центр «Сириус» фонда «Талант и успех» города Сочи. Образовательный центр «Сириус» появился в Сочи два года назад по инициативе Владимира Путина. В него каждый месяц приезжают дети со всей России – победители олимпиад, творческих конкурсов и фестивалей, спортивные чемпионы. В минувшем году департамент образования Белгородской области заключил соглашение с центром. От Белгородской области в Сочи поедут авторы десяти лучших проектов, которые будут выбраны по результатам регионального этапа отбора. «Проекты идут по направлениям: современные технологии в сельском хозяйстве, распределённые энергетические системы, большие данные, робототехника, нанотехнологии и новые материалы,  персональная медицина. Вот по этим направлениям, которые для нашей области являются приоритетными в развитии, дети защищают свои проекты», – отмечает начальник отдела развития приоритетных направлений региональной системы образования при департаменте образования Белгородской области Елена Хоменко. «Разработки у детей именно такие, которые должны найти своё применение на предприятиях Белгородской области. И цель этого проекта состояла в том, чтобы детские проекты работали дальше на предприятиях. Поэтому в жюри также присутствуют представители предприятий Белгородской области, которые смотрят на разработки детей и смогут их дальше у себя применять», – добавляет Елена Хоменко. Региональный этап пройдёт в середине апреля. Кроме белгородских школьников за поездку в Сочи поборются юные исследователи из Старого и Нового Оскола, Ровеньского и Ракитянского районов. Алина Борисенко, Александр Поддубный

http://www.belnovosti.ru/obrazovanie/2017/03/17/id66244#hcq=U1LXxfq

 

Откуда берутся инженеры

Год назад Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив выпустили альманах «Атлас новых профессий», согласно которому в ближайшие 15–20 лет в обществе будут востребованы специальности, напрямую связанные с программированием и робототехникой.

Сейчас в инженерно-технических клубах занимаются менее 5 % школьников. В советское время их было в пять раз больше.

«Я родом из Забайкальска, – делится Семён Якименко, основатель школы образовательной робототехники Robo-LABS. – В мои школьные годы китайская Маньчжурия, пять минут езды от нас, была маленьким посёлком, а сейчас это настоящий современный город. В частности, из-за того, что все главные заводы по радиоэлектронике там стоят. А всё потому, что там начали спонтанно поднимать производство и учить новые кадры. То же самое нужно сделать и в нашей стране. Поймите: есть специалисты – есть возможности, нет специалистов – возможностей тоже нет».

Фестиваль «Белробот» устроили, чтобы не только выбрать представителей региона для того или иного всероссийского конкурса, но и оценить, сколько специализированных кружков в области работают, кого они привлекают.

Семён Якименко помогает ученику починить робота.
Семён Якименко помогает ученику починить робота.
Фото Юлии Тимофеенко

Для детсадовцев 5–7 лет и их воспитателей провели региональный этап конкурса «ИКаРёнок», где нужно было представить проект с использованием механизмов, а также выполнить несколько задач на сборку модели по схеме, логику и др. В нём победила команда из двух воспитанниц белгородского детсада № 42 «Берёзка». Девочки представят область на всероссийском форуме в татарском городе Иннополисе в июне.

Участие в VIII Всероссийском робототехническом фестивале «Робофест-2016», который пройдёт в апреле на ВДНХ в Москве, обещают победителям конкурсов «We do ЛЕВ» и «ИКаР» («Инженерные кадры России»). В первом дети от 6 до 9 лет соревновались в сборке и программировании так называемых первороботов (первых проектов за время учёбы в кружке). Лучшими в своих возрастных категориях стали Кирилл Феоктистов и Ярослав Сорокин. А в «ИКаРе» и были этапы с конвейером и транспортировкой товара для команд с участниками 7–17 лет. Победила команда «БелКом», с которой «БелПресса» встречалась накануне.

Наконец для тех, чьи работы не подходят под заданные всероссийскими конкурсами параметры, устроили «Свободную творческую категорию». Чтобы было понятно, насколько отличаются идеи начинающих разработчиков, отметим, что лучшими в номинации стали проекты робошлема, плоттера на базе Lego Mindstorms и интерактивной квест-комнаты.


Лего: быть или не быть

Уверенность Олега Грязнова в том, что именно лего может воспитывать будущих инженеров, разделяют далеко не все. Учитель информатики из школы № 3 Строителя Никита Шумаков, который вместе со своим учеником разработал робота для теплиц и устройство для слабовидящих, считает, что ребёнок не научится программировать, собирая конструктор: лучше собирать школьные проекты из вторичных компонентов.

С ним согласен руководитель кружка «Микробот» из Губкина Иван Соколов. В его клубе школьники используют самодельные платы, контроллеры и программируют исключительно на языке си:

«Парень может сегодня спокойно программу для роботов написать, а завтра с этими же знаниями может сделать программу для управления любым автоматизированным станком. Ну не пустили нас на «ИКаР» на наших роботах – мы попросили в школах какое-то количество наборов лего, чтобы поучаствовать в соревнованиях. За неделю научились программировать в необычной для ребят визуальной среде и собрали робота для второго задания. На создание производственной линии у нас не хватило времени, так как мы недавно приехали с фестиваля «РобоАрт» в Воронеже, где заняли второе место».

Учитель говорит, что лего ограничивает в решении задач:

«Программа очень нестабильна: в ней тяжело получить конкретный результат. На си можно выжать из контроллера всё, а в этой среде возможности ограничены. Мы не управляем реальным процессом».

Фото Юлии Тимофеенко

Иван Соколов объясняет, что программа для лего – это графическая среда. То есть кто-то другой написал, как будет действовать устройство при той или иной команде, а детям остаётся вбивать нужные параметры в определённые окошки.

«С этого языка дети на си никогда не перейдут, а с си мы к лего перешли за неделю», – резюмирует Иван.

Компромиссный взгляд предлагает Семён Якименко. Он утверждает, что ребёнка в 5–8 лет необходимо чем-то увлечь, потому что с 14 это становится невозможно. А лучший вариант, который есть сейчас, – это как раз конструктор лего. Есть и отечественные разработки, но они не настолько качественные, как хотелось бы.

«Ребятам, которые приходят в мою школу после лего, программирование даётся проще. У других бывает очень тяжёлый старт. Согласитесь, прежде чем писать программу, нужно её решить на алгоритмическом уровне. Мальчики «из лего» легче понимают более сложные программы, потому что у них развита логика. Плюс в лего очень сильная механика. Потом мы изучаем другие программы и языки программирования, работаем в «Компасе», 3D MAX, на ЧПУ-станке.

Лего удобно для школы. Во многих конструкторы даже есть, но никто ими не пользуется – беда в нехватке кадров. Неподготовленному информатику порой бывает сложно изучить электронику, так же как и учителю физики, а, между прочим, с помощью конструктора можно наглядно показывать на уроках колебания, силу трения, качения. Вообще это проблема общероссийского масштаба. Пока мы не выучим новое поколение робототехников, ничего не будет».+

Юлия Тимофеенко

 

 

 

Семен Якименко, руководитель школы робототехники «Robo-labs»

Родился я в небольшом селе в Читинской области, после окончания школы поступил в Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, так как с детства увлекался электроникой: паял, занимался мелким ремонтом техники. Мне всегда было интересно, что из чего состоит и как работает. В 2002 году закончил Радиоконструкторский факультет ТУСУР (специальность: Инженер, проектирование и разработка радиоэлектронных средств), активно занимался научной работой, учился в аспирантуре, работал в конструкторском бюро и даже был руководителем проекта внедрения технологии SMT (технология поверхностного монтажа радиоэлементов) на одном из ведущих предприятий России по изготовлению контрольно-измерительного оборудования нефтяных скважин (ТНПВО «Сиам»).

Так сложилось в моей жизни, что судьба из Томска, где я прожил 13 лет, привела меня в красивый, чистый, зеленый Белгород с добрыми и гостеприимными жителями, мне так понравился этот город, что я здесь решил «пустить корни».

Непреодолимая тяга к постоянному изучению электроники и программированию привела меня к идее открытия своей школы робототехники в Белгороде, что является на сегодняшний момент перспективным направлением и с каждым годом стремительно набирает свои обороты. Та заинтересованность, которую проявляют ребята на занятиях, только подпитывает мое стремление к развитию этого направления в Белгороде.

На сегодняшний момент уже закуплено необходимое оборудование для обучения детей на первый год. Конечно, я понимаю, что надо еще многое приобрести, например, осциллографы для изучения электроники, 3D-принтер для изготовления механических деталей роботов, источники питания, паяльные станции, более мощные процессоры – все это позволит создавать проекты гораздо сложнее.

Детей набираю от 10 до 16 лет, ребята занимаются по парам, так как робототехника – это командная работа. Дети 8-9 лет изучают программирование роботов посредством визуального программирования, как это реализовано в роботизированном конструкторе Lego, 10-летние и старше, могут сразу приступить к изучению процедурного программирования.

Все обучение построено по принципу выполнения лабораторных работ, связанных с изучением всех датчиков и узлов, используемых в роботостроении.

Теоретическая часть дается параллельно в рамках самой лабораторной работы. Обучение непосредственно программированию основано на решении практических задач по принципу «чем больше практики, тем больше знаний», от простого к сложному.

Для организации учебного процесса и достижения поставленных задач все методические материалы приходится подготавливать самостоятельно.

Хочу подчеркнуть, что обучение робототехнике в школе «Robo-labs» не ограничивается умением собирать электронный конструктор с определенным функционалом, как это реализовано в электронном конструкторе Lego, в своей школе я даю начальные знания в области электроники и немалый упор делаю на изучение процедурных языков программирования, которые применяются и в программировании микроконтроллеров промышленного уровня, таким образом ребятам не придется переучиваться или изучать программирование с нуля, они смогут продолжить свой опыт программирования при получении высшего образования.

Из бесед с родителями я понял, что практически никто из них не имеет полного представления о робототехнике, поэтому до конца не понимают, что конкретно будут изучать их дети, чем они будут заниматься на занятиях и какие перспективы открываются для ребенка в будущем при изучении робототехники. Давайте постараемся дать определение. Робототехник – это универсальный специалист: инженер, программист, кибернетик в одном лице. Ему необходимо знание механики, программирования, теории автоматического управления, теории проектирования систем, навыков конструирования.

На сегодняшний момент инженер, который разбирается в электронике и понимает, как ее программировать с учетом работы механики, является бесценным специалистом в сфере инновационных технологий, генерирующим новые идеи и, как правило, является руководителем инновационных проектов.

Ребята из нынешних групп занимаются чуть больше месяца, и уже в ноябре они смогут участвовать в своих первых соревнованиях, создав и самостоятельно запрограммировав своих первых автономных роботов, которые будут ориентироваться в пространстве, объезжать препятствия и выполнять несложные операции.

В планах нашей школы развитие нескольких направлений. Это и создание шагающих роботов для участия ребят в соревнованиях по робофутболу и робоборьбе. Это и более практичные вещи, такие как изучение и создание автоматизированных систем «Умный дом», изготовление и программирование 3D-принтеров, несложных прототипов станков с ЧПУ, а также проекты создания Seagway, робота-пылесоса
и прочих проектов, которые придумают и реализуют ребята.

В завершение хотел бы отметить, на мой взгляд, одну очень важную вещь. Я помню, как на выпускном вечере в университете один из наших профессоров сказал: «Освоив в нашем университете электронику, программирование и другие науки, очень важно постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма в той сфере, в которой вы будете работать». В процессе обучения ребят в моей школе я следую этому принципу.

Занятия в школе робототехники «Robo-labs» проводятся по адресу: ул. Королева 2 А, 3 этаж, офис 312., тел. 8905-878-57-00, www.robo-labs.ru

Текст: Евгений Михайлюков

Контакты

Постоянный набор
детей и подростков
10 - 17 лет
г. Белгород,
ул. Королева 2а,
корп. 3, 3-этаж, оф. 312

(Электроконтакт, вход со стороны Королева)
Тел: +7(905) 878-57-00

г. Белгород,
ул. Н. Островского 22,
4-этаж, оф. 410

(ост. Энергомаш)
Тел: +7(905) 878-57-00

www.robo-labs.ru
jssem@yandex.ru
ВКонтакте

Мы благодарим за помощь!

Сапронова Станислава Александровича

(ООО "СпецЭлектроника")
за предоставленное оборудование, которое позволяет повысить уровень подготовки ребят.